28.08.2019
Среди основных приоритетов дошкольного образования на современном этапе
выделяются индивидуализация и социализация детей дошкольного возраста.
Согласно ФГОС ДО в дошкольной организации должны быть созданы условия для
индивидуализации, позитивной социализации воспитанников, их личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Индивидуализация -
необходимая составляющая образовательного процесса в современных ДОО. Индивидуализация
– это процесс создания и осознания
индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта
собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные
цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей
деятельности.
Одним из методов
индивидуализации обучения является проектный
метод. Спецификой использования
метода «детских» проектов в дошкольной
практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать
обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней
интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать
с опекой и помощью родителей. К важным факторам проектной деятельности
относятся:
- повышение мотивации
детей при решении задач;
- развитие творческих
способностей;
-смещение акцента от
инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства
ответственности;
- развитие
коммуникативных компетенций;
-создание условий для
отношений сотрудничества между педагогом и ребенком
В проектной деятельности создаются
благоприятные условия для поддержки детской инициативы в коммуникативной
деятельности, поскольку в ней присутствует ключевой признак - самостоятельный
выбор. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: ребенок
стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный
выбор. Работа в проекте изменяет позицию ребёнка и позволяет реализовать «идею
субъектности», суть которой состоит в том, что ребёнок выбирает, действует,
получает результаты и оценивает их сам. Метод проектов ориентирует весь
образовательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт,
индивидуальные способности, затрагивает эмоциональную сферу, усиливает
мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и
взаимодействию. Последний этап проекта
- защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей,
родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка
эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта.
Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма
защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и
продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. В процессе защиты
проекта дети реализуют весь свой творческий потенциал, у них развивается
творческая активность и фантазия, совершенствуются коммуникативные умения.
Таким образом, метод проектирования - одна из эффективных форм детско-взрослой
деятельности, способствующая поддержке детской инициативы, самостоятельности.
В нашем ДОУ работа по
проектному методу ведется уже не первый год. Ежегодно наши воспитанники со
своими проектами принимают участие в Городском конкурсе проектных работ для детей дошкольного возраста "Мой проект", где становились победителями. Мы
тесно сотрудничаем в этом плане со Средней образовательной школой №46,
участвуем в ежегодной Научно-практической конференции, в которой наши
воспитанники неоднократно становились победителями. В нашем же детском саду мы
каждый год проводим конкурс детских проектов «Я – исследователь!» Можно с
уверенностью сказать, что с каждым годом уровень проектов детей улучшается,
совершенствуется, участников становится больше. Это говорит о том, что работа в
этом направлении ведется.
Технология
проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества,
сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного
подхода в образовании. Проектирование – это комплексная деятельность, участники
которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Технология проектной деятельности
подразумевает развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством
включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Использование
инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания
и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод
проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным
технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие
способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться
к школе.
28.08.2019