25.03.2024
ДЫХАТЕЛЬНАЯ
И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхательная гимнастика корректирует
нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также
продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса,
артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем
центральной нервной
системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки
вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания;
укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная
осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции -
в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных
мышц и регулировку работы дыхательного центра.
Выполнение дыхательной гимнастики помогает
сохранить,
укрепить здоровье
ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью,
сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после
тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика
оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
-положительно влияет на
обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и
легочной ткани;
-способствует
восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны
центральной нервной системы;
-улучшает дренажную
функцию бронхов;
-восстанавливает
нарушенное носовое дыхание;
-исправляет развившиеся
в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика позволяет
осуществлять
развитие артикуляционной
моторики:
-обучение детей
простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
выработку контроля за
положением рта.
Гимнастикой можно
заниматься как индивидуально, так и группой, в любое время дня (исключая 20
минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо
проветрена.
На своих занятиях я использую игры и упражнения, представленные в
методическом пособии « Формирование правильного дыхания у детей дошкольного
возраста» г. Гусиноозерск Издательство ООО « Селенга-Медия» 2015 г. Вот
некоторые из них:
Игры на развитие речевого дыхания без участия речи.
1 « Погрей руки» Дети вдыхают через нос и дуют на
«озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
2. « Чья птичка дальше улетит» Фигурки птичек из
тонкой бумаги ставят у самого края стола. Двое детей садятся – каждый напротив
своей птички – и по сигналу дуют на нее. Продвигать птичек нужно на одном
выдохе
3. « Собака» собака бежала, устала и часто дышит.
Имитируем частое дыхание.
Дыхательные игры на материале гласных звуков:
1. «Эхо»
Детей распределяют на две группы. Одна группа детей поет или произносит
громко гласные звуки ( а,о,у), вторая группа
- «Эхо» тихо повторяет за 1 группой.
2. «Вьюга»
Дети с помощью гласного звука «У» изображают завывание вьюги. По сигналу
взрослого вьюга может быть сильная, может затихать и закончиться.
Дыхательные игры на материале согласных звуков:
1. «Трубач» Сидя, медленно выдыхая громко
произносить пФ-ф-ф
2. «Дует ветер»
Под рассказ взрослого дети изображают согласным звуком «В» силу ветра.
Сильный ветер – громко поют В-В-В, тихий
ветерок в-в-в-в
Для развития дыхания и артикуляции не обязательно
придерживаться определенных упражнений или игр. Можно самим также придумать
свои игры.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.03.2024
Дата обновления: 25.03.2024
Дата публикации: 25.03.2024