17.05.2023
Музыка является одним из средств художественного,
нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия
на человека неоспорима.
Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт
окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания,
развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под
неё, пляшут, играют, поют, подпевают.
Какова же роль родителей в музыкальном воспитании
ребёнка?
Вы должны привлекать ребёнка к слушанию музыки. Начинать
можно с маленьких игр-попевок. Мелодии у них спокойные или плясовые, которые
доступны неподготовленным в музыкальном отношении детям. Исполнять их можно во
время умывания, одевания, бодрствования, кормления, прогулок. Можно
пользоваться пособием «Поём, играем, танцуем дома и в саду» М.А.Михайловой и
Е.В.Горбиной.
Чтобы воспитать интерес у ребёнка к музыке с ним нужно
заниматься с самого раннего возраста. Как можно больше петь ребёнку, привлекая
внимание к музыке, к подпеванию песен, движению под музыку. Ваш ребёнок уже
способен узнать песню по мелодии. Мы с вами должны развивать музыкальную
память, обращать внимание на композиторов, давать простейшие сведения о них.
Помните, что при исполнении детьми взрослых песен они перенапрягают голосовые
связки, а это плохо сказывается на развитие певческих навыков.
Слушая с ними песню или инструментальную музыку, обратите
внимание на содержание, выразительные средства музыки, характер. Если ребёнок
пляшет, обратите внимание на ритмичность движений, выразительность, красоту.
Хорошие результаты приносит знакомство детей с различными музыкальными
инструментами, прослушивание знакомых мелодий на этих инструментах. Обязательно
прослушивайте с детьми музыкальные сказки, песни, предварительно рассказав об
их содержании.
Эти приёмы не сложны и вполне доступны: результат
скажется в том, что ваш ребёнок полюбит музыку и она станет для него необходимостью. Пусть дети не станут
музыкантами-профессионалами, но зато обогатится их духовный мир.
Музыка, помимо своего эстетического значения, способна
оказать благотворное влияние на здоровье ребёнка. На это в своё время указывал
профессор В.М.Бехтерев. И он же предупреждал о том, что нельзя безнаказанно
терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому
возрасту резкими звуковыми эффектами.
Органу слуха необходима тренировка: способность правильно
улавливать звуки, понимать их гармонию, которая приходит не сама собой – она
воспитывается. Такой тренировке и воспитанию могут немало способствовать
музыкальные игрушки.
В возрасте от года до трёх лет детям полезны поющий
волчок или органчик, механически воспроизводящие звуки – несложные музыкальные
мелодии.
Другие музыкальные
игрушки в руках таких малышей, ещё не обладающих ни развитым музыкальным
слухом, ни необходимыми навыками, обычно превращаются лишь в источник шума. А
шум утомителен и вреден не только взрослым, но и самим детям.
Ребёнок 4-5 лет способен самостоятельно извлекать певучие
созвучия и простейшие мелодии из детских муз.инструментов: труб, металлофонов,
роялей и т.д. Но мало дать ему такую игрушку, надо терпеливо, не раз и не
два показать, как ею пользоваться, проследить, усвоил ли он ваши уроки.
Установлено, что из всех компонентов музыки, ребёнок
раннего возраста улавливает главным образом ритм. И это не случайно. Ведь
чувство ритма имеет глубокие биологические корни. Ритмично большинство функций
человеческого организма: биение сердца, дыхание, ходьба.
Ритм их меняется в зависимости от физического и психического состояния.
Есть наблюдения, позволяющие предположить, что в первые
месяцы жизни, когда ребёнок особенно тесно связан с матерью, по ритму её
дыхания и сердца улавливает её настроение.
Став старше, дети реагируют на мелодию, а позднее на
тембровое звучание различных муз.инструментов. Музыка не только создаёт
настроение, она воздействует на работу мышц и внутренних органов. Вот почему
физкультурой приятнее и легче всего заниматься под музыку.
Будет очень хорошо, если вы привьёте ребёнку любовь к
пению. А для этого необходим пример взрослого. Пойте вместе с ним. Это будут
очень приятные минуты, усиливающие доверие, понимание и дружбу между вами.
Музыка, игры и пляски вызывают у ребёнка желание петь. Сперва он начинает
подпевать «ля-ля-ля» или «траля-ля». Потом запоминает и воспроизводит несложные
куплеты и наконец, в возрасте 2-3 лет – простые песенки.
Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую
музыку. Это воспитывает ребёнка нравственно, развивает у него хороший вкус.
Ребёнок, умеющий видеть прекрасное, никогда не совершит плохого поступка.
Каждому родителю следует помнить, что детей
невосприимчивых к музыке нет. Каждый ребёнок всегда эмоционально реагирует на
неё. К тому же, главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие
музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка. Если даже ваш ребёнок
посещает детский сад, вы не должны оставаться в стороне от
муз.воспитания, нельзя лишать его возможности петь, плясать, слушать музыку
дома.
Ведь именно семья –
главный помощник детскому саду в приобщении детей к муз.культуре.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.05.2023
Дата обновления: 17.05.2023
Дата публикации: 17.05.2023