27.02.2023
Общение с живой природой как средство позитивной социализации детей
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, во взаимоотношениях людей. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе. Вышла новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования, из которой были взяты задачи экологического направления, вы видите их на слайде. Из них видно, что перед воспитателями поставлена цель – сформировать у детей способности позитивно взаимодействовать с окружающим миром природы, принимать активное участие в ее сохранении и не оставаться равнодушными к тем, кому нужна наша помощь.
Созданная в нашем ДОУ предметно-пространственная среда позволяет нам проводить образовательно-воспитательные мероприятия по формированию экологических представлений и общения с животными. Экологическая комната представляет собой отдельное помещение, в котором содержатся животные. Разработано расписание для ее посещения детьми всех групп. Так же существуют общие правила безопасного общения с животными.
Зимний сад располагается в переходе между зданиями. Там дети выполняют наблюдения, уход за растениями. В летнее время дети целый день на улице, поэтому мы осуществляем наблюдения и уход за клумбами, за кустарниками и деревьями. В холодное время года уход за комнатными растениями.
Мы разработали программу кружковой работы по экологическому воспитанию дошкольников «Юный Эколог». Основная ее цель – сформировать у детей основы экологического мышления. Программа акцентирует внимание ребенка на изучение природы родного края, заботе об охране природы озера Байкал. Через разные виды детской деятельности ребята узнают о проблемах экологии, вовлекаются в ее решение, сопереживают героям, оказывают посильную помощь.
Изучая мир растений, дети узнают о зависимости внешнего вида от места обитания, о причинах исчезновения редких видов растений, о способах их сохранения. Уход за растениями формирует бережное отношение, а выращивание из семян дает повод для ежедневных наблюдений и обсуждений. Для удобства в уходе за цветами разработаны модели. Дети сами могут определять, какой нужен полив, сколько света и влаги необходимо растению.
Экологическая комната работает по принципу контактного зоопарка. Дети могут взять животное на руки, погладить, прогулять. В процессе общения с животными у детей возникает эмоциональная отзывчивость, происходит повышение уровня серотонина в крови, что способствует выработке дофамина - гормона удовольствия, снятию психологического напряжения и стресса.
Изучать животных гораздо интереснее, наблюдая за живым объектом. Начиная от насекомых в теплое время года и продолжая в экологической комнате в холодное, дети непрерывно видят изменения в поведении животных, устанавливают причинно-следственные связи, учатся понимать проблемы животных: не хватка корма зимой, зависимость питомцев от человека; учатся заботиться о подопечных.
В трудовой деятельности по уходу за животными у детей формируются понятия об ответственном отношении к питомцам: ежедневный уход и кормление, общение, забота о здоровье. Дети осознают, что у каждого есть свои потребности, что животное – это не игрушка, а прежде всего живое существо. Общаясь со сверстниками дают оценку небрежному обращению с животными.
Дети очень любознательны от природы, поэтому наблюдения за живой природой вызывает огромный интерес и желание взаимодействовать. Каждый день ребята делают новые открытия, узнают о том, как природа позаботилась о животных и растениях, как они научились приспосабливаться к условиям жизни. Дети учатся анализировать, находить объяснения увиденному, обсуждают и экспериментируют, фиксируют результаты, делают выводы.
Опыты и эксперименты могут быть разные по длительности: кратковременные или же длительные. Так же по способу возникновения: спонтанные и запланированные. У каждого эксперимента должна быть выдержана структура.
Часто экспериментально-исследовательская деятельность плавно переходит в проектную. На основе ряда проведенных экспериментов рождается проект, который обобщает знания и опыт ребенка, которым он хочет поделиться с окружающими. Ежегодный конкурс детских исследовательских проектов «Я исследователь» дает детям возможность транслировать свои знания сверстникам и взрослым. Такая деятельность объединяет семью и детский сад, дает ребенку полезный социально-коммуникативный опыт.
Знакомство детей с практикой волонтерства начинается с малого: принести лакомство для питомцев, покормить птиц зимой, главное делать это бескорыстно из соображений помочь нуждающимся (животным и растениям, природе). В дальнейшем это может перейти в более серьезное участие в волонтерском движении.
В этом могут помочь экологические акции. Они могут быть разовые и системные. Здесь главное привлечь внимание к проблеме.
Экологический театр позволяет обобщить представления детей по теме, еще раз напомнить о проблеме, закрепить правила общения с природой. Дети переживают экологические проблемы в роли персонажей, дают оценку поступкам героев. Подготовительная работа побуждает детей активно взаимодействовать со всеми участниками процесса: детьми, педагогами, родителями.
Эффекты:
•
Таким образом
, взаимодействуя с объектами живой природы ребенок приобретает опыт, который
формирует не только представления о взаимосвязи животного и растительного мира,
их взаимодействии друг с другом, но и доброжелательное отношение ко всему
живому. Ребенок проявляет отзывчивость, заботливое отношение к живым объектам
окружающего мира.
•
В процессе
разных видов деятельности: познавательной, трудовой ребенок учится правильному
и безопасному поведению: изучает «язык животных» по невербальным признакам:
поведению и движениям; знакомится с опасными растениями.
•
Участвуя в
театрализованных постановках на экологическую тему глубже понимают проблемы
экологии, сопереживают героям, активно высказывают свое отношение к
происходящему.
•
Приобщение
детей к общению с природой позволяет к концу дошкольного периода сформировать
положительный настрой на общение не только с природой, но и с людьми. Дети
становятся добрее, активно участвуют в социально-экологических акциях, что
свидетельствует о развитии начал социально-значимой активности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2023
Дата обновления: 12.03.2023
Дата публикации: 27.02.2023