20.10.2022
Александр Бородин – прославленный ученый и великий композитор, ставший
уникальным явлением в русской действительности 19 века. Академик, сделавший ряд
фундаментальных открытий в области органической химии, считавший науку и
медицину главной профессией, прославился как создатель оперы «Князь Игорь»,
«Богатырской» симфонии и других музыкальных произведений, известных всему миру.
Детство и юность
Александр Порфирьевич Бородин, родившийся 12 ноября 1833 года, был
внебрачным сыном представителя грузинского княжеского рода Луки Гедеванишвили и
крепостной девушки. С младенчества до 8 лет мальчик оставался холопом своего
предка, а родителями маленького Саши считались Порфирий Бородин с супругой
Татьяной. Перед кончиной князь дал вольную Александру и его матери, отданной в
жены военному доктору по фамилии Клейнеке, и устроил их будущее, подарив
просторный дом.
Не имея права на получение академического образования в стенах гимназии,
Бородин обучался дома, приобрел знания по многим дисциплинам школьного курса.
Мальчик испытывал интерес к музыке и проявлял склонность к композиции. Когда
Саше исполнилось 9 лет, он сочинил миниатюрную танцевальную пьесу и начал
осваивать флейту, виолончель и фортепиано, а к 13 годам стал автором полноценного
концертного произведения, навеянного оперой «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера.Александр Бородин в молодости
Увлечение искусством не ограничивалось музыкой - юный композитор увлеченно
рисовал и занимался прикладным творчеством. Параллельно мальчик увлекся химией,
наукой, которая помогала понять состав и природу интересных явлений. Первые
опыты Бородин проводил дома. Глядя на это и беспокоясь о сохранности жилища,
мать решила, что сыну необходимо окончить гимназию и пойти учиться дальше.
С помощью канцеляристов казенного учреждения юношу определили в купечество
и послали в Медико-хирургическую академию Петербурга, где он, осваивая
профессию врача, усиленно занимался химией под началом Николая Николаевича
Зинина.
Медицина и химия
По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном
госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по
медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом,
прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм
человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.
В том же году академический совет
отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял
иностранный опыт. На протяжении 2 лет в Германии, проведенных в окружении
блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в
заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и
«атом».
Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с
местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в
студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый
снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.
На родину Александр вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчет о
проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии,
которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного
профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал
заниматься научными исследованиями.
В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил
фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию
Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом
университетского образования.
В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил
звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным
членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему
принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных
углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.
Музыка
Несмотря на то, что Бородин много
времени уделял научной работе, музыка продолжала быть значительной частью его
биографии. Будучи студентом, Александр Порфирьевич сочинял миниатюрные пьесы
для фортепиано и романсы, самыми популярными из которых стали «Арабская
мелодия», «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Путешествуя за границей, он
ходил на концерты, знакомясь с творчеством европейских композиторов Ференца Листа, Феликса Мендельсона, Фредерика Шопена, Рихарда Вагнера, Роберта Шумана и других.
В Петербурге молодой ученый познакомился
с видным музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки»,
куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков,
Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое литературным критиком Владимиром
Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и
творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем
традиции Михаила Глинки.
Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в
особняке Митрофана Беляева, где собиралась российская творческая элита.
Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и
национальная гордость русского народа. Бородин стал одним из родоначальников
симфонии и героико-эпических тенденций в русской музыке.
Первое крупное произведение композитора нового жанра, исполненное в 1869
году оркестром под управлением его друга дирижера Милии Балакирева, принесло
автору европейскую славу и известность. Композитор сочинил 16 романсов, 3
симфонии, пьесы для фортепиано, инструментальные миниатюры, музыкальную поэму
«В Средней Азии», а также оперы «Богатыри» и «Князь Игорь».
Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии,
воспевающей былинную силу русского народа. В этом эпическом произведении
плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, постепенно
нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.
С «Богатырской» симфонией перекликается неоконченная опера «Князь Игорь»,
над которой автор трудился 18 лет. Она стала эталоном героико-эпического стиля
в музыке, поражая масштабностью сцен в исполнении народного хора и целостным
воплощением отдельных образов. Интересен тот факт, что эти великие творения
создавались композитором параллельно, и материалы, предназначенные для одного
сочинения, иногда становились частью другого.
Личная жизнь
Во время пребывания за границей Бородин ухаживал за юной пианисткой
Екатериной Протопоповой, проходившей в Германии курс лечения от хронической
астмы. Девушка, обладавшая абсолютным слухом, часто музицировала в компании
ученого, знакомя его с сочинениями европейских композиторов. Молодые люди много
времени проводили вместе, посещали концерты в Баден-Бадене, вскоре полюбили
друг друга и решили пожениться.
Свадьба состоялась весной 1863 года. Пара поселилась в Санкт-Петербурге, в
доходном доме на Бочарной улице.
Из-за хронических проблем с легкими Екатерина Сергеевна не могла подолгу
оставаться в северной столице. Ее отъезды в Москву в дом матери омрачали личную
жизнь Бородина. Многие факты биографии ученого и композитора потомки почерпнули
из писем, которыми обменивались супруги во время разлуки. Пара не имела детей и
скрашивала одиночество заботами о взятых на попечение воспитанницах, которых
считали родными дочерьми.
Смерть
В конце жизненного пути Бородин активно занимался общественной работой, был
членом различных организаций, руководителем студенческого хора и симфонического
оркестра академии, участвовал в приемах и костюмированных вечерах, популярных в
научной среде.
Портрет Александра Бородина
В 1880 году скончался друг и учитель композитора Николай Зинин, а через год
не стало любимого коллеги Модеста Мусоргского. Напряженная работа, личные
потери и заботы о больной жене наложили отпечаток на физическое и
психологическое состояние Бородина.
27 февраля 1887 года, на праздновании широкой масленицы композитор весело
проводил время в обществе друзей и коллег, много танцевал и шутил. В самый
разгар гуляний Александр Порфирьевич запнулся на полуслове и замертво рухнул на
пол. Причиной смерти великого ученого и композитора стал разрыв сердца.
Бородина похоронили в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
На могиле установлен памятник с портретом покойного, окруженный нотными
фрагментами его творений в обрамлении молекулярных формул.
Смирившись с утратой, друзья Бородина
доработали некоторые из его незавершенных творений. Николай Римский-Корсаков и
другие представители музыкального сообщества дописали оперу «Князь Игорь»,
которую представили публике в 1890 году, Александр Глазунов сделал оркестровку 3-й симфонии
a-moll.
Произведения
·
1849 – «Патетическое адажио (As-dur)»
·
1850-е – «Слушайте, подруженьки, песенку мою»
·
1862 –«Струнный квинтет (f-moll)»
·
1866 – «Симфония № 1 Es-dur»
·
1867 – «Спящая княжна»
·
1868-1872 – «Мужской вокальный квартет без сопровождения «Серенада четырёх
кавалеров одной даме»
·
1868 – «Богатыри»
·
1869-1887 – «Князь Игорь»
·
1875 – «Симфония № 2 h-moll «Богатырская»
·
1887 – «Симфония № 3 a-moll»
·
1880 – «Симфоническая картина «В Средней Азии»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2022
Дата обновления: 20.10.2022
Дата публикации: 20.10.2022