20.10.2022
Антон Григорьевич
Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант
проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся
пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке;
оставил сотни сочинений. Будучи руководителем созданного им же Русского
музыкального общества (РМО), Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими
концертами общества, занимался просветительской и благотворительной
деятельностью, преподавал и читал лекции. По его инициативе
в Петербурге была основана первая русская консерватория.
Семья. Начало
творческого пути
Рубинштейн родился в зажиточной
еврейской семье в 1829 году. Отец, купец второй гильдии, был родом
из Бердичева; мать происходила из Прусской Силезии, так что вторым
языком в семье являлся немецкий. У Антона был младший брат
Николай — одаренный пианист, который по следам брата основал
в Москве вторую русскую консерваторию и возглавил московское
отделение РМО. И две сестры: одна из них стала преподавателем
музыки, другая — камерной певицей. Семья Рубинштейнов крестилась
и приняла православие, когда маленькому Антону было два года.
Первые уроки музыки Рубинштейн получил
у своей матери, а в восьмилетнем возрасте мальчик начал
обучаться у лучшего педагога Москвы — Александра Ивановича Виллуана.
В десять лет Рубинштейн впервые выступил в благотворительном
концерте. В 1840 году Виллуан повез ученика в Париж, для
поступления в консерваторию. Однако Антон в консерваторию так
и не поступил, зато познакомился с Фридериком Шопеном и Ференцем
Листом, который назвал его «своим преемником» и посоветовал отправиться
в турне по Европе.
Так началась пианистическая карьера
Рубинштейна. Он поехал с Виллуаном в Германию. Оттуда —
в Голландию, Англию, Норвегию, Швецию, затем в Австрию, Саксонию
и Пруссию, выступив практически при всех европейских дворах.
Вернулись они в Москву спустя два
с половиной года; через год, в 1844-м, мать повезла его
и младшего сына Николая в Берлин, где оба брали уроки
у знаменитого мастера контрапункта Зигфрида Дена — того самого,
у которого занимался Михаил Глинка. Затем пути матери и сына
разошлись: мать вернулась в Москву с Николаем, получив известие
о разорении и смерти мужа. А 17-летний Антон решил попытать
счастья в Вене; жил там впроголодь, пробавляясь грошовыми уроками и пением
в церкви. Лист и тут помог ему, устроив турне с флейтистом
Гейнделем в Венгрию. В 1849 году Рубинштейн вернулся
в Петербург.
С этого времени Рубинштейн начал
строить карьеру в России, периодически выезжая на гастроли
в Европу и Северную Америку. Много сочинял, его оперы ставили
на столичных сценах. В 1865 году, став знаменитым
и довольно состоятельным, женился на княжне Вере Александровне
Чекуановой, которая родила ему троих детей.
Пианист
Известность Рубинштейна как пианиста
сравнима со славой Ференца Листа. Современники отмечали:
«Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща,
но отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление
чего-то стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько
духовная сторона передачи — гениальное и самостоятельное поэтическое
истолкование произведений всех эпох и народов».
Хуго Риман, немецкий музыковед
В сезоне-1872/73 Рубинштейн
совершил со скрипачом Генриком Венявским турне по Северной Америке,
сыграв за восемь месяцев 215 концертов и получив за это
неслыханный по тем временам гонорар — 80 тысяч рублей.
Знаменитые циклы «исторических
концертов», которые Рубинштейн сыграл в 1885–1886 годах во всех
европейских столицах — Санкт-Петербурге, Берлине, Вене, Париже Лондоне,
Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь концертов в каждом
городе), — сделали его мировой знаменитостью. И каждый раз пианист
повторял серию бесплатно — для учащихся и педагогов.
На излете своего директорства
в консерватории Рубинштейн прочитал студентам «Курс фортепианной
литературы», сопровождая лекции собственными музыкальными иллюстрациями,
составленными из 800 пьес. Последний раз Рубинштейн сыграл
на благотворительном концерте в пользу слепых в Санкт-Петербурге
в 1893 году.
Несмотря на мировую славу,
важнейшим своим делом Рубинштейн почитал музыкальное просвещение. Он стоял
у истоков профессионального музыкального образования в России,
переломив существующее мнение о том, что музыка — это удел
дилетантов-аристократов.
Два величайших свершения, две важнейших
институции двинули вперед дело музыкального образования: это Русское
музыкальное общество (РМО), учрежденное при покровительстве великой княгини
Елены Павловны в 1859 году, и первая русская консерватория,
учрежденная тремя годами позже на основе музыкальных классов при РМО.
В консерватории Рубинштейн вел классы фортепиано, ансамбля, инструментовки,
оркестровый и хоровой. И одним из первых выпускников Петербургской консерватории был Петр Ильич Чайковский.
Сам Рубинштейн первым сдал экзамены
по нескольким предметам и получил официальный диплом «свободного
художника», прежде чем возглавить консерваторию, директором которой
он становился дважды:
с 1862 по 1867 и с 1887 по 1891 год.
На открытии консерватории Антон
Рубинштейн произнес речь, основные постулаты которой актуальны и сегодня:
«Учащиеся… должны работать так, чтобы,
не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему
совершенству; должны не желать выходить из этих стен иначе как
истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу
своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям…»
Композитор
Несмотря на славу пианиста
и общественного деятеля, обласканного верховной властью, Рубинштейну
не всё давалось легко. Он так и не был по-настоящему
признан как композитор при жизни. Его стилистические разногласия с «Могучей кучкой» —
композиторами, которые представляли в русской музыке «почвенное»
направление — иногда приобретали характер острого противостояния.
Рубинштейн оставил огромное количество
сочинений, среди которых — 14 светских и четыре духовные оперы,
шесть симфоний, несколько увертюр и симфонических поэм, пять фортепианных
концертов, масса камерной инструментальной музыки, песен и романсов.
Многие современники считали его
композиторские работы посредственными: слишком многословными, гармонии —
предсказуемыми, а мелодизм — банальным. Несмотря на отдельные
несомненные удачи — оперы «Демон» (1871), «Маккавеи» (1874), «Нерон»
(1877), «Суламифь» (1883), Вторую симфонию «Океан» — не так
уж много музыки Рубинштейна звучит сегодня. Можно вспомнить разве что
романс «Ночь», «Эпиталаму» из оперы «Нерон» да несколько арий
и хоров из «Демона». Плодовитость Рубинштейна не стала залогом
качества его музыки.
Композитор Антон Рубинштейн умер
в Петергофе. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской
лавры, а позднее перезахоронили в Некрополе мастеров искусств.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2022
Дата обновления: 20.10.2022
Дата публикации: 20.10.2022