ХI Региональная Международная ярмарка социально-педагогических инноваций -2021

01.03.2022

Описание к слайдам. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

Слайд 1.

Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование экологического мировоззрения легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения. Для этого в ДОУ необходимо создать педагогические условия – развивающую предметно-пространственную среду, которая позволит ребенку приобщиться к миру природы, расширить свои представления о взаимосвязях живой и неживой природы, о роли человека в сохранении баланса жизни на Земле. Совместно с родителями нами был разработан проект по созданию экологической развивающей среды, который состоит из экологической комнаты, метеостанции, эко-лаборатории. 

Слайд 2.

Целью проекта было: создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию экологических представлений у детей с привлечением родителей, как участников и партнёров образовательного процесса.

Проект долгосрочный, реализовывался поэтапно. Было решено внутри большого проекта разработать 3 мини-проекта и реализовывать их поочередно: сначала реализовать мини-проект «Экологическая комната», затем «Метеостанция», а потом «Эко-лаборатория».

Слайд 3.

Был составлен чертеж и перечень затрат на создание каждого объекта. Оборудование приобреталось на внебюджетные средства, а оформление помещения и наполнение питомцами осуществлялось совместно с родителями.

Слайд 4.

Экологическая комната служит местом общения детей с объектами живой природы. На примере аквариума – искусственной модели экосистемы водоема дети изучают взаимосвязь растений, животных и условий жизни водоема. Наблюдения за жителями аквариума позволяет наглядно продемонстрировать детям не только обитателей, но и условия обитания и роль каждого в жизнедеятельности экосистемы. Наблюдения и уход за питомцами формирует у детей представление о зависимости строения тела и размера животного от условий обитания, способа передвижения и маскировки. У детей появляется масса вопросов во время наблюдений за животными, которые часто становятся основанием для исследовательской деятельности детей. Так появились на свет проекты «Кто такие грызуны?», «Почему рак сбрасывает панцирь?» и другие. Экологическая комната позволяет усвоить правила общения с животными, создает эмоциональный положительный отклик у детей в процессе общения с питомцами. Дети усваивают такие важные нравственные понятия, как ответственность за того, кого приручил, ежедневная забота о питомце, животное – не игрушка, а живое существо. Для систематизации работы экологической комнаты было разработано положение, в котором прописаны правила и режим работы данного помещения. Составлено расписание для посещения детьми всех групп. 

Слайд 5.

Экологическая комната работает по принципу контактного зоопарка: питомцев можно брать в руки, гладить. Дети учатся бережно обращаться с животными, не причиняя им боли. При этом общение с обитателями вызывает у детей массу положительных эмоций, что является элементом психологической разгрузки. Учеными университета Миссури (США) доказано, что уровень серотонина (природного антидепрессанта) в организме человека повышается вдвое после того, как человек погладит животное.

Слайд 6.

По аналогии был составлен мини- проект «Метеостанция». Только здесь средства на приобретение оборудования и материалов были взяты из родительской копилки. Все работы выполнялись родителями: изготовление и установка конструкций, покраска, создание модели календаря и оборудования «Ловец облаков».Хочу такой сайт

Слайд 7.

Метеостанция расположена на территории детского сада и позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в неживой природе. Воспитатель с детьми фиксируют данные с приборов на календаре природы, заносят их в дневник наблюдений. Специально созданное оборудование «Ловец облаков» позволяет вести наблюдения за небом, наблюдать за облаками и устанавливать причинно-следственные связи: перистые облака предвестники ухудшения погоды, кучевые облака рассеялись к вечеру признак улучшения погоды и т.д. «Ветряной рукав» позволяет вести наблюдение за ветром, изменением его направления и силой. «Метеодомик» позволяет наблюдать за изменением температуры воздуха на солнце и в тени в разное время года. «Осадкомер» предназначен для измерения осадков. «Солнечные часы» разнообразят наблюдение за движением Солнца по небосводу. Все оборудование отвечает требованиям безопасности. Чтобы уйти от стереотипов наблюдений на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий нами используется модуль метеостанция. 

Слайд 8.

  Эко-лаборатория организована в специальном помещении и служит для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей. 

Не смотря на возможность упрощение получения знаний, ребенку дошкольнику свойственна направленность на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями этого мира. Дети стремятся познать этот мир, исследовать, изучить, сделать собственное открытие. Наша лаборатория с одной стороны позволяет привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. А с другой стороны позволяет ребенку стать полноценным самостоятельным исследователем, главным действующим лицом. Организация такой лаборатории дает нам возможность: работать с детьми небольшими подгруппами (одновременно в лаборатории может находиться до 10 детей); использовать материалы, которые не используются в группе при большом количестве детей: электронный микроскоп, установка по очистке воды и т.п.; не ограничивать ребенка в деятельности, дать возможность побыть в роли ученого-исследователя. Даже само посещение лаборатории настраивает ребенка на желание что-нибудь исследовать. 

Родителями отмечено, что дети придя домой после детского сада желают продолжать или повторять особенно понравившиеся опыты и эксперименты.

Слайд 9.

Многие групповые и детские проекты осуществились благодаря специально созданным условиям. Групповой проект «Родниковая вода» - проект по очистке воды, детские: «Волшебный мир под микроскопом», «Новая жизнь упаковки», «Почему стрелка компаса указывает на север?», «Лес- самый ценный ресурс на земле» и многие другие… Ежегодно наши детские исследовательские проекты принимают участия в различных конкурсах и конференциях. Так мы принимали участие в всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», в научно-практических конференциях в СОШ № 46 и 27 лицее и даже занимали призовые места.

Слайд 10.

Результаты: благодаря совместному сотрудничеству родителей и педагогов созданная современная предметно-пространственная среда по экологии помогает нам решать вопросы экологического воспитания в увлекательной для детей обстановке, вовлекая их в поисковую и исследовательскую деятельность, которая способствует более глубокому пониманию взаимосвязей и зависимостей в природе, что в свою очередь позволяет воспитывать у детей бережное отношение и любовь к природе, а следовательно и понимать потребность в охране природы, как среды обитания всех живых существ, в том числе и человека.

Просмотров всего: , сегодня:

Эко-проект 3 в 1.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 19.03.2022

Дата обновления: 19.03.2022

Дата публикации: 01.03.2022

Наверх

Развлечение "Берегите животных"

Цель: прививать любовь к животным.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».