07.03.2022
РАЗВИТИЕ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММИРУЕМЫХ
ЛОГОРОБОТОВ
Мнение, что логическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи,
находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия
успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие
логического математического мышления – залог будущей жизненной
успешности наших детей. Начинать развивать логику нужно с дошкольного детства.
Отмечая роль игры в этот период, нельзя не сказать
о роботизированных игровых наборах, которые можно использовать во всех образовательных областях. Игра с логороботом позволяет познакомить ребенка с азами программирования, научить мыслить логически, составляя алгоритм последовательных действий для решения поставленной игровой задачи.
Дидактическая задача, как правило, скрыта от ребёнка за игровыми действиями. Игра строится по принципу самообучения, в таком случае сама игра направляет ребенка на овладение определёнными способностями и является одним из ведущих методов обучения дошкольников.
Практика нашей работы с дошкольниками показала, что наиболее
эффективным для развития логического мышления и интересным для
детей является использование программируемых логороботов «Умная пчелка» и «Робомышь».
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников роботизированных игрушек имеет большое значение для всестороннего развития детей. В рамках данного выступления для нас более
актуально развитие логического мышления. Логороботы призваны
развивать логическое мышление, они формируют представления о основах информатики – составление алгоритмов. Основное умение, которое нужно для решения логических задач, - умение составлять логические цепочки. Воспитание и образование детей сегодня невозможно представить
без использования технических и компьютерных средств. Сегодня появляются новые формы, виды игровых технических
средств для детей дошкольного возраста. Чем раньше ребенок станет
осваивать основы работы в информационной среде, тем проще ему
освоить все тонкости и премудрости информационных средств, что в
ряде случаев становится основой успешности человека.
Мы в своей работе начали использовать современные игрушки – логороботы «Умная пчелка» и «Робомышь».
Каждый день мы сталкиваемся с множеством
задач, решение которых требует от нас способности к логическому
мышлению. Обучение логическому мышлению отождествляется с
формированием математических представлений, а также с решением и прохождением разнообразных игровых задач и головоломок. В этом на помощь приходит маленькие помощники – логороботы.
Преимущество логороботов в том, что для них применяется простое
и понятное программирование, не связанное с использованием компьютера. Одним из этапов работы ребенка с логороботом является овладение умением составлять алгоритм. Игрушка обладает памятью на
40 шагов, что позволяет создавать и решать задания различной сложности. Логороботы управляются при помощи кнопок, расположенных
на спинке игрушки. В игре могут принимать участие несколько детей.
Мини-робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче.
Использование этих логороботов способствуют разностороннему развитию ребенка, это самый простой путь для обучения
основам программирования. Процесс программирования, даже самый
элементарный, предполагает проведение логических операций, таких
как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение
строить индуктивные и дедуктивные умозаключения (Умозаключение – логическая операция, цель которой – получить новое суждение (высказывание, вывод, заключение) из нескольких уже имеющихся суждений (посылок)). И именно логоробот помогает формировать логическое мышление, осваивать методы и способы правильного рассуждения и размышления. Игры с ними
развивают пространственную ориентацию. Овладевая логическими
операциями, ребенок становится более внимательным, учится мыслить
ясно и четко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Составляя план действий для
робота, ребенку необходимо просчитать количество «шагов» на плоскости, что способствует освоению счета. Программируя логороботов,
дети учатся оперировать понятиями «вперед», «назад», «направо»,
«налево», «посередине», «между», что также способствует формированию речи. Использование различных тематических полей позволяет
ребенку расширить и систематизировать ранее полученные знания,
расширить активный и пассивный словарь. Для того чтобы игра состоялась, ребятам приходиться взаимодействовать друг с другом, договариваться и решать совместно игровые задачи. В комплекте к пчелке
предлагаются тематические коврики: геометрические фигуры, цифры, город, сказка, остров сокровищ.
В своей работе мы используем универсальное игровое поле, изготовленное нами на основе различных материалов: ватмана, расчерченного на клетки 15 на 15 сантиметров и прозрачной клеенки, которая удерживает картинки и позволяет пчелке беспрепятственно передвигаться по игровому полю. На данные клетки можно накладывать любые предметные картинки в зависимости от тематики игры. Расширенный игровой набор «Робомышь» включает в себя сборное игровое поле, которое можно составить из квадратных элементов в поле любой конфигурации, мышь, 20 карточек с заданиями (с усложнением), карточек для составления алгоритмов, набор элементов для создания лабиринтов и препятствий, магнитный сыр. Яркие цвета, кнопочки на мышке и красочные карточки с заданиями вызывают у детей желание к действиям с игрушкой, формируя познавательный интерес к программированию.
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. «Завтра» наших детей - это информационное общество». А самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логического, алгоритмического мышления. Алгоритмическое мышление - умение точно следовать инструкции, предписанию, правилу, составление последовательности действий. Умение разбить задачу на последовательные шаги ее выполнения, определить стратегию деятельности.
Для алгоритмического мышления характерны следующие черты: умение находить последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи и выделение в общей задаче ряда более простых подзадач, решение которых приведет к решению исходной задачи. В основе развитого алгоритмического мышления, безусловно, лежит сформированное и развитое логическое мышление.
В процессе игры с умной пчелой и робомышкой у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, обогащение словарного запаса, умения считать, а также развитие навыков установления причинно-следственных связей. Создавая программы для роботов «Bee-Bot» и «Робомышь», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Литература.
1. Дошкольный вестник, 2017, апрель, стр. 12 «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и программируемых логороботов».
2. Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 2, 2016 г., стр. 20 «Работа детей старшей группы в паре: развивающие возможности методики в контексте ФГОС ДО».
Литература.
1.
Дошкольный
вестник, 2017, апрель, стр. 12 «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических
игр и программируемых логороботов».
2. Журнал «Справочник
старшего воспитателя» № 2, 2016 г., стр. 20 «Работа детей старшей группы в
паре: развивающие возможности методики в контексте ФГОС ДО».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2022
Дата обновления: 19.03.2022
Дата публикации: 07.03.2022