КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА здоровьесбережения воспитанников «МОЁ ЗДОРОВЬЕ» Паспорт программы Полное наименование программы Комплексно-целевая программа «МОЁ ЗДОРОВЬЕ» Цель программы 1. Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду. 2. Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского сада. 3. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса. Основные задачи, мероприятия программы Ожидаемые, конечные Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья воспитанников детского сада Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду Популяризация преимуществ, здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам Соблюдение валеологических требований на занятиях НОД, в режиме дня Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений Стабилизация показателей здоровья результаты, важнейшие целевые показатели программы Уровень заболеваемости детей Повышение качества освоения основной образовательной программы по образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием в условиях детского сада Применение здоровьесберегающих технологий Основные разработчики Кустова Людмила Иннокентьевна, старший воспитатель МАДОУ д/с № 51 г. Улан-Удэ Система организации контроля выполнения программы Постоянный контроль выполнения программы осуществляет Педагогический Совет МАДОУ детского сада № 51 г. Улан-Удэ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ и основные направления программы «МОЁ ЗДОРОВЬЕ» Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н.М. Амосов, академик Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны. О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто как на уровне государства, так и отдельно взятого учреждения. Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года) и многие другие нормативно-правовые документы определяют задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с дошкольными учреждениями. Контингент воспитанников современных дошкольных учреждений. В настоящее время в детский сад приходят дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья как физического, так и психического. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социальнопедагогической запущенностью детей. Основными причинами «проблемного» поведения детей могут считаться следующие: несформированность основных культурно-гигиенических навыков, умения общаться как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольного учреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексной медико-психолого-педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанников имеющихся медицинских, психологических и педагогических проблем. В связи с этим, одной из самых важных задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья. Эти организационные проблемы могут быть эффективно решены через реализацию в детском саду комплексно-целевой программы «МОЁ ЗДОРОВЬЕ», которая разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», а также основанием для разработки программы послужили следующие нормативные документы: — Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273 — Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.; — «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ); — ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (№ 120-ФЗ от 24 июня 1999 г.); — Концепция модернизации российского образования; — Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»; — Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.; — Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г. - Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.; — СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Программа «МОЁ ЗДОРОВЬЕ» призвана объединить педагогический персонал, специалистов детского сада и медицинский персонал, закреплённый за ДОУ в деле здоровьесбережения воспитанников и педагогов детского сада. Цели программы: «МОЁ ЗДОРОВЬЕ» 1.Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду 2.Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского сада. 3.Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательновоспитательного процесса. Задачи: - Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья воспитанников детского сада. - Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей. - Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий. - Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду. - Популяризация преимуществ здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам. - Соблюдение валеологических требований на занятиях НОД, в режиме дня. - Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы. - Создание комплексных систем, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья. - Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений. Основными направлениями в реализации программы являются: Физкультурно-оздоровительная работа. Организация работы с детьми. Медицинское сопровождение. Психологическое сопровождение. Оздоровительная работа с педагогами. Укрепление материально-технической базы. Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни. Ожидаемые результаты: 1. Стабилизация показателей здоровья. 2. Уровень заболеваемости детей. 3. Повышение качества освоения основной образовательной программы по образовательным областям «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». 4. Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием в условиях детского сада. 5. Применение здоровьесберегающих технологий. Материально-техническая база, необходимая для реализации программы: *Музыкальный зал *Физкультурный зал *Спортивная площадка *Игровые площадки и *Спортивный инвентарь для занятий физкультурой в зале *Спортивный инвентарь для занятий физкультурой на открытом воздухе и в группах *Наличие в каждой семье спортивного инвентаря для занятий физкультурой *Медицинский кабинет *Кабинет психологической разгрузки *Кабинет учителя – логопеда I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Физическое Развитие» Цель Охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья Задачи - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей интереса и ценностного - развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, отношения к занятиям физической культурой, выносливость, координация); гармоничное физическое развитие. - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. - формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека поведения; - передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям. II. МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Организационная работа Мероприятие Срок Ответственные 1 Проведение анализа острой инфекционной и соматической заболеваемости воспитанников на совещании при заведующем Ежеквартально Медсестра 2 Консультирование воспитателей и разработка рекомендаций, направленных на сохранение здоровья каждому ребенку с соматическими и психическими заболеваниями (экраны здоровья) Постоянно Медсестра 3 Осуществление контроля выполнения натуральных норм расходования продуктов питания. Сбалансированность питания. Постоянно Медсестра Профилактическая работа Диагностика 4. Определение уровня адаптации ребенка в условиях детского сада: По окончанию периода - резистентность организма ребенка; адаптации. - психическое здоровье; - физическое здоровье 5. Диспансеризация: - Проведение профилактических осмотров детей Обследование: врачом-педиатром, (с проведением антропометрии, распределением детей на медицинские группы для занятий физкультурой) 6. Клинико-лабораторные исследования: - функционально-диагностические; - обследование на гельминты Согласно плану 1 раз в год Медсестра, педагог-психолог Бригада узких врачейспециалистов Врач-педиатр Медсестра По плану Медсестра Профилактика 7. 8. 9. 10. Проведение дальнейшего обследования детей с выявленной патологией после углубленного медосмотра и постановка нуждающихся на «Д» учет Общеукрепляющая терапия: - иммуностимуляторы; - витамины (С витаминизация третьих блюд); - поливитамины Закаливание: - утренняя гимнастика; - гимнастика после сна; - обливание рук до локтя; - подвижные игры на свежем воздухе Физиотерапия: Профилактические процедуры: Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно с учетом индивидуальных Медсестра Медсестра Медсестра, воспитатели групп Медсестра, воспитатели групп — ароматерапия (аромалампы). особенностей ребенка Разработка рекомендаций для оздоровления с учетом индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ Постоянно Старший воспитатель, Медсестра Санитарно-просветительная работа: — «Служба 03» (обучение детей оказанию первой помощи); - «Это должен знать каждый» (привитие гигиенических навыков, пропаганда здорового образа жизни) Согласно тематическому плану Воспитатели 13. Первичная профилактика: - ежедневный осмотр воспитанников; - изоляция больных детей; - контроль за санитарно-гигиеническими условиями; - контроль за организацией образовательного процесса (режим дня, занятия) - соблюдение СанПиН. Постоянно Старший воспитатель, Медсестра 14. Организация питания воспитанников: а) ежедневное меню – раскладка; б) контроль качества приготовления пищи; в) контроль пищевого рациона воспитанников; г) контроль за состояние фактического питания и анализ качества питания; д) санитарно-гигиеническое состояние пищеблока; е) бракераж готовой продукции; ж) контроль за выполнение натуральных норм. 15. Контроль санитарного состояния пищеблока и соблюдения личной гигиены его работников 11. 12. Медицинская сестра Постоянно Бракеражная комиссия ДОУ Постоянно Медсестра III. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3.1. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ № п\п Направления работы 1. Анализ состояния здоровья детей. Анализ диагнозов в медицинских картах детей, распределение их по подгруппам здоровья. Оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий. Составление экранов здоровья и подбор рекомендаций по диагнозам. Сроки Август, декабрь конец августа конец декабря Ответственный Старший воспитатель, Медсестра, Воспитатели Гимнастика и подвижные игры в облегчённой одежде. В течение года Воспитатель Использование солнечных ванн Пребывание детей на солнце в трусах и панамах, в процессе игр малой подвижности, а также игр с водой и песком. Июнь / август Воспитатель Использование закаливания водой Дидактическое упражнение для умывания «Водичка, водичка». Дидактическое упражнение для обливания ног прохладной водой «Ножки чисто мы помоем». Дидактическое упражнение для полоскания горла прохладной водой «Хочешь знать, как гусь гогочет» В течение года Июнь/ август 2. Использование воздушных ванн 3. 4. Формы работы Июнь/ август 5. Использование босо хождения 6. Осуществление Дидактические упражнения «Позвони в колокольчик», «Сорви контроля за листок», «Дотянись до шарика». Использование тренажера выработкой правильной «Пять волшебных точек» осанки В течение года 7. Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в В течение года Комплекс упражнений «Топ, топ – наши ножки» Утренняя гимнастика и гимнастика после сна. Подвижные, спортивные и народные игры. Динамические паузы и физминутки. Воспитатель Июнь/ август Воспитатель Воспитатель Муз.руковод. Воспитатель Муз.руководит. течение дня. 3.2. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ № п\п Направления работы Сроки Ответственный 1. Дидактическое упражнение «Надо, надо умываться». Занятия по ЗОЖ Дидактическое упражнение «Научим Незнайку правильно Воспитывать привычку ухаживать за мыть руки». чистотой своего тела, Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». самостоятельно умываться, мыть Просмотр мультфильма «Мойдодыр». руки с мылом. Беседа «Сколькими способами можно очистить кожу». Разучивание отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Дидактическая игра «Как умываются животные». Ежедневно в соответствии с тематическим планом Воспитатель 2. Дидактическое упражнение «Я умею одеваться» Воспитывать привычку Занятия по ЗОЖ самостоятельно одеваться, следить за Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». своим внешним видом. Дидактическая игра «Что перепутал художник». Сюжетно-ролевая игра «Прачечная», «Парикмахерская». Ежедневно в соответствии с тематическим планом Воспитатель 3. Дидактическое упражнение «Учимся аккуратно кушать». Дидактическое упражнение «Поможем кукле накрыть стол к Формирование навыков культурного приходу гостей». приёма пищи Дежурство по столовой Сюжетно-ролевая игра «Кафе». Дидактическая игра «Столовые приборы и их назначение». 4. Педагогическая диагностика: промежуточная, итоговая. Формы работы Ежедневно в течение года Воспитатель Ежедневно в течение года Педагогическая диагностика программы «Развитие» под ред. Май А.И. Булычевой. Воспитатель 3.3. ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ № п\п 1. 2. 3. 4. Направления работы Формы работы Сроки Ответственный Знакомство детей с частями тела человека. Занятия по ЗОЖ. Беседа «Как органы человека помогают друг другу». В соответствии с Дидактическая игра «Что для чего нужно». Воспитатель тематическим планом Дидактическая игра «Покажи, что назову». Дидактическая игра «Чтобы глаза, уши, зубы были здоровыми». Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употребления в пищу полезных продуктов. Занятия по ЗОЖ. Подвижная игра «Полезные продукты». Подвижная игра «Повара». Разучивание стихотворения «Кто скорее допьёт» П. Воронько. Дидактическая игра «Угадай по вкусу». Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Чтение стихотворения «Маша обедает» П. Воронько. Формирование представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Занятия по ЗОЖ. Музыкально-ритмическая игра «Все ребята любят мыться». Дидактическая игра «Что вредно, что полезно» Беседа «Как готовиться ко сну» Воспитатель В соответствии с Чтение «Сказки о глупом мышонке» С.Я. Маршака. тематическим планом Дидактическая игра «Чтобы кожа была здоровой» Муз. руководи. Создание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит» Физкультурные досуги. Знакомство с понятиями «здоровье», «болезнь» Занятия по ЗОЖ. Игра по ТРИЗ «Что будет, если…». Досуг «Осторожно микробы». Чтение стихотворения «Прививка» С. Михалкова. Беседа «Откуда берутся болезни». Чтение стихотворения «Воспаление хитрости» А. Милна. В соответствии с Воспитатель тематическим планом Муз. руководит. В соответствии с Воспитатель тематическим планом Занятия по ЗОЖ. Беседа «Если ты заболел». Дидактическая игра «Лекарства под ногами». Кроссворд «Зелёная аптека». Сюжетно – ролевые игры «Поликлиника» и «Аптека». Инсценировка отрывка стихотворения К.И. Чуковского «Айболит». Дидактическая игра «Какому врачу, что нужно». Беседа «Лекарства – друзья, лекарства враги». 5. Формирование умения оказывать себе элементарную первую медицинскую помощь. 6. Занятия по ЗОЖ Разучивание физминутки «Спорт-здоровье». Формирование представлений о Музыкально-ритмические движения «Грация». значении физических упражнений Чтение сказки «Зарядка и Простуда». для организма человека. Рассматривание альбома «В здоровом теле – здоровый дух». Спортивный досуг «Путешествие в Спортландию». В соответствии с Воспитатель тематическим планом 7. Педагогическая диагностика: промежуточная, итоговая. Май Педагогическая диагностика программы «Развитие» под ред. А.И. Булычевой. В соответствии с Воспитатель тематическим планом Воспитатель 3.4. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ (СКОРОСТНЫХ, СИЛОВЫХ, ГИБКОСТИ, ВЫНОСЛИВОСТИ, КООРДИНАЦИИ) № п\п Направления работы Формы работы 1. Формирование правильной осанки Упражнения на гимнастической скамейке. Подвижная игра «Пройди – не урони». Упражнения на турнике и шведской стенке. Игровые задания по логоритмике. 2. Формирование умения перестраиваться на месте и во время Занятия по физической культуре Занятия по музыке. Сроки Ответственный В соответствии с перспективными планами работы Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию В соответствии с перспективными Воспитатель, Муз. Руководит, движения. 3. 4. 5. 6. 7. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Развитие координации движений и ориентировки в пространстве. Развития умения прыгать в длину, в высоту, с разбега. Формирование умения кататься на велосипеде, самокате. Формирование умения ползать, пролезать, подлизать, перелазить через предметы. Утренняя гимнастика. Музыкально-ритмические движения. Игры-эстафеты. планами работы Занятия по физической культуре Подвижные, спортивные и народные игры. В соответствии с Игровые упражнения. перспективными Оздоровительный бег. планами работы Пешие прогулки (простейший туризм), экскурсии. Занятия по физической культуре. Музыкальные занятия. Музыкально-ритмические движения. Физкультминутки. Динамические паузы. Подвижные игры. Занятия по физической культуре Игровые упражнения. Игровые задания Игровые упражнения. Игровые задания. Самостоятельная двигательная активность на прогулке. Спортивный досуг на воздухе. Занятия по физической культуре. Игры-эстафеты. Игровые упражнения. Спортивные праздники и досуги. Игровые задания. В соответствии с перспективными планами работы инструктор по физическому воспитанию Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию Воспитатель, В соответствии с Муз. Руководит, перспективным планом инструктор по работы физическому воспитанию Май — сентябрь Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию Воспитатель, В соответствии с Муз. Руководит, перспективным планом инструктор по работы физическому воспитанию 8. 9. Формирование умений в ловле и передаче мяча. Занятия по физической культуре Спортивные игры. Игровые упражнения. Подвижные и народные игры. Спортивные досуги. Воспитатель, В соответствии с Муз. Руководит, перспективным планом инструктор по работы физическому воспитанию Занятия по физической культуре Утренняя гимнастика. Самостоятельная двигательная активность детей в Развитие активности детей в играх со группе и на прогулке. скакалками, обручами и другим В течение года Музыкально-ритмические движения. спортивным инвентарём. Подвижные игры. Спортивные досуги и праздники. Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 3.5. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ № п\п Направления работы Формы работы Сроки Ответственный 1. Воспитание желания выполнять физические упражнения на прогулке Ходьба по оздоровительным дорожкам. Упражнения на спортивно – игровом оборудовании. Спортивные игры на мини – стадионе. Спортивные досуги на воздухе. Развлечение по народным играм разных стран. В соответствии с перспективными планами работы Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 2. Развитие умения играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание) Спортивные, подвижные, народные игры. Игры – эстафеты. Спортивные соревнования. Развлечение по народным играм разных стран. В соответствии с перспективными планами работы Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 3. Формирование выразительности Хороводные и народные игры. движений, умение передавать действия Инсценировки стихотворений. В соответствии с перспективными Воспитатель, Муз. Руководит, некоторых персонажей, животных. 4. 5. 6. Презентация для детей «Грация» Игры – импровизации. планами работы инструктор по физическому воспитанию Развитие желания самостоятельно использовать спортивный инвентарь для организации игр. Экскурсия по физкультурному уголку группы. Изготовление, украшение физкультурного оборудования совместно с детьми. Игровые задания. Сюжетные интегрированные занятия, с использованием физкультурного оборудования. Музыкально-ритмические движения с лентами, султанчиками, платочками. В течение года Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию Воспитание красоты, грациозности, выразительности движений Занятия по музыке. Упражнения с лентами, платочками, султанчиками. Музыкально – ритмические движения. Релаксация. Презентации «Лёгкая атлетика», «Танцы народов мира». В соответствии с перспективным планом работы Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию Поддержание интереса к физической культуре и спорту Презентация «Виды спорта» (зимние и летние). Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры». Конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта». Спортивные игры на мини – стадионе и в зале. Разучивание стихотворения «Маленький спортсмен» Е. Багрян. Спортивные соревнования между командами детских Май — сентябрь садов посёлка Загорск. Районный конкурс «Юный пожарный» в Пожарной части. Районная военно-спортивная игра «Зарничка» среди дошкольных образовательных учреждений Железнодорожного района. Фестиваль народных игр разных стран. Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 7. Педагогическая диагностика: промежуточная, итоговая Педагогическая диагностика программы «Развитие» под ред. А.И. Булычевой. Май Воспитатель 3.6. ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОВЕДЕНИЯ № п\п Направления работы Формы работы 1. Осуществление контроля за соблюдением правил безопасного пребывания в детском саду Занятия по ОБЖ Изготовление совместно с детьми знаков «Опасные предметы в нашей группе». Презентация «Опасные предметы». Анализ ситуаций. Передача знаний о правилах дорожного движения. Занятия по ОБЖ. Презентации ПДД, «Когда мы пешеходы», «Безопасная дорога» Интервью с детьми «ПДД – наши верные друзья» Сюжетно – ролевые игры «Автобус», В соответствии с «Путешествие», «Шофер» перспективными планами Дидактические игры. Конкурс рисунков и поделок. Экскурсия к дороге. Досуги. Чтение художественной литературы. Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию Передача знаний о правилах пожарной безопасности. Занятия по ОБЖ. Беседы. Дидактические игры. Сюжетно – ролевая игра «Пожарная часть» Анализ ситуаций. Досуги. Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 2. 3. Сроки Ответственный Ежедневно Все сотрудники ДОУ, в соответствии с должностной инструкцией В соответствии с тематическим планом Конкурс рисунков. Презентации «Лесные пожары» и «Опасные электроприборы». Инсценировка стихотворения «Кошкин дом». Чтение художественной литературы. 4. Занятия по ОБЖ. Дидактические и подвижные игры. Формирование представлений о Досуги. ядовитых ягодах, грибах и Презентация «Грибы». растениях. Конкурс рисунков и поделок. Беседы. Чтение художественной литературы. В соответствии с тематическим планом Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 5. Педагогическая диагностика: промежуточная, итоговая Май Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию Педагогическая диагностика программы «Развитие» под ред. А.И. Булычевой. IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ № п/п Направления работы Формы работы Сроки Ответственные 1 Психологическая диагностика: — стартовая; — итоговая. Ориентационный тест школьной зрелости КернаЙирасека, тестовая беседа С.А. Банкова обследования степени психосоциальной зрелости позволит выявить детей, вероятно имеющих какиелибо особенности развития мотивационной и познавательной сфер. Подготовительная группа Старший сентябрь, май воспитатель 2 Анализ адаптации детей к условиям ДОУ Наблюдение, анкетирование педагогов, родителей, составление таблицы адаптации. Начало учебного года и по мере поступления детей Старший воспитатель 3 Выявление детей группы риска Анализ диагнозов в медицинских картах ребёнка После проведения Старший профилактических осмотров воспитатель 4 Составление программ психолого-педагогического сопровождения Совещание при заведующей, педсовет Начало учебного года Старший воспитатель 5 Занятия с детьми из группы риска Игровые развивающие занятия в кружке «Разноцветные ладошки» В течение учебного года Старший воспитатель 6 Изучение психологического состояния педагогов Анкеты, тесты Начало учебного года Старший воспитатель 7 Формирование навыков общения Семинары-практикумы, тренинги, консультации педагогов с детьми, родителями В течение учебного года Старший воспитатель 8 Разработка рекомендаций по сохранению психологического здоровья детей и взрослых В течение учебного года Старший воспитатель Памятки, буклеты, стенды V. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ № п/п Программные мероприятия Сроки Ответственные 1. Тренинг и психогимнастика 1 раз в месяц/ Постоянно Старший воспитатель 2. Аудиовизуальная релаксация 1 раз в месяц/ Постоянно Старший воспитатель 3. Профилактика эмоционального «выгорания», профессиональных «выгораний». Постоянно Старший воспитатель 5. Пропаганда здорового образа жизни Постоянно Медицинская сестра Администрация VI. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЕТСКОГО САДА № п/п Программные мероприятия Сроки Ответственные 1. Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для занятий на открытом воздухе. 2022-2025 Администрация детского сада 2. Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для занятий в музыкальный и физкультурный залы. 2022-2025 Администрация детского сада VII. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ № п/п Направления работы Формы организации Сроки Ответственные 1 Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. Презентации передового 1 раз в год опыта семейного воспитания, информация на сайте ДОУ. Воспитатели, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 2 Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Индивидуальные и По плану групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, информация на сайте ДОУ. Воспитатели, Старший Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 3 Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, Создание библиотеки посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих (медиатеки), памяток, художественных и мультипликационных фильмов. информация на сайте ДОУ. По плану Воспитатели Старший воспитатель 4 Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми кружков, ориентированных на оздоровление дошкольников. Постоянно Старший воспитатель 5 Разъяснять родителям (рекомендуя соответствующую литературу) Оформление необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического соответствующего По плану Воспитатели, Старший Информация на сайте ДОУ. развития ребенка. раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, информация на сайте ДОУ. Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 6 Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного Оформление буклетов, По плану отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно памяток, информация на утреннюю гимнастику; стимулирование двигательной активности ребенка сайте ДОУ. совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов Воспитатели, Старший Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 7 Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Старший воспитатель 8 Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и Приглашение родителей По плану детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных на детские концерты и физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности. праздники, дни открытых дверей, лекции, семинары, семинарыпрактикумы, проведение мастер-классов, тренингов, информация на сайте ДОУ. Оформление Постоянно соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, информация на сайте ДОУ. Воспитатели, Старший воспитатель 9 Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, в посёлке). Спортивные праздники, По плану соревнования, конкурсы, информация на сайте ДОУ. Воспитатели Старший воспитатель 10 Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Родительские собрания, По плану консультации, буклеты, памятки, информация на сайте ДОУ. Воспитатели 11 Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи — «01», «02» и «03» Воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию и т. д.). Информационные стенды, памятки, презентации, информация на сайте ДОУ. Воспитатели, Старший воспитатель, Муз. Руководит, инструктор по физическому воспитанию 12 Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях. Консультации, По плану праздники, соревнования, конкурсы, информация на сайте ДОУ. 13 Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение Памятки, презентации, правил безопасного поведения на дорогах. информация на сайте ДОУ. По плану Воспитатели 14 Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, По плану Воспитатели Памятки, буклеты, По плану Воспитатели Старший воспитатель посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих информация на сайте художественных и мультипликационных фильмов. ДОУ. 15 Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. Информация на сайте ДОУ. По плану Старший воспитатель Физическое развитие (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений) Для создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления физического и психологического здоровья и навыков здорового образа жизни разработан Учебный курс «Здоровейка» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Разработала старший воспитатель Кустова Л.И. – 2012.- 46 стр. ЗАДАЧИ: отработать систему выявления уровня здоровья воспитанников и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения; создать информационный банк о состоянии здоровья воспитанников и обучающихся; организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с воспитанниками, родителями и педагогами; формировать у воспитанников потребности ЗОЖ через совместную деятельность; Ожидаемые результаты. В результате реализации программы будут: снижена заболеваемость или стабилизация здоровья, увеличено число детей, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни; разработаны рекомендации для родителей, воспитателей позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения и физического развития; включено в план работы детского сада регулярное проведение недель здоровья (2 раза в год); Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников № Образовательная область Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных Для детей от 3 до 5 лет Для детей от 5 до 7 лет 1. Физическое развитие и индивидуальных особенностей воспитанников Двигательная деятельность утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые ежедневно сюжеты). ежедневно физкультминутки на НОД ежедневно ежедневно динамические паузы физкультурные НОД прогулка в двигательной активности. ежедневно 3 раза в неделю ежедневно ежедневно 3 раза в неделю ежедневно физкультурные досуги, игры и развлечения 1 раз в месяц 1 раз месяц катание на велосипеде в теплое время. ежедневно ежедневно ходьба на лыжах в зимнее время. - ежедневно пешие переходы за пределы участка - 2 раза в месяц гимнастика после сна спортивные праздники прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) ежедневно ежедневно 1 раз в квартал ежедневно 1раз в квартал ежедневно прием детей на воздухе в теплое время года. гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта). ЗОЖ ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) ежедневно ежедневно закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне, массаж стоп) ежедневно ежедневно дни здоровья. 1 раз в квартал 1 раз в квартал Проектирование образовательного процесса возрастными особенностями, состоянием здоровья в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка. Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности: Возраст детей Регламентируемая деятельность (НОД) Нерегламентированная деятельность, час совместная деятельность самостоятельная деятельность 3-4 года 4-5 лет 5 – 6 лет 2 по 15 мин 2 по 20 мин 2-3 по 20- 25 мин 7- 7,5 7 6 – 6,5 3-4 3-3,5 2,5 – 3,5 6-7 лет 3 по 30 мин. 5,5 - 6 2,5 - 3 Формы организации непосредственно-образовательной деятельности: в дошкольных группах - подгрупповые и фронтальные. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) Деятельности для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) игровая: включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная: общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками; познавательно-исследовательская: исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд: в помещении и на улице; конструирование: из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная: рисование, лепка, аппликация; музыкальная: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах; двигательная: овладение основными движениями (формы активности ребенка). Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. В соответствии с Законом «Об образовании» для воспитанников ДОУ предлагаются дополнительные образовательные услуги, которые организуются в вечернее время 2-3 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (старший возраст) Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В дошкольном образовательном учреждении прием детей осуществляется с 3-х лет в группы общеразвивающего вида. Режим дня составлен с расчетом на 12- часовое пребывание ребенка в детском саду. В процессе адаптации с детьми работают специалисты ДОУ. Психологическое обеспечение адаптации № Мероприятие Ресурсное обеспечение Сроки май Ответственный 1 Разработка рекомендаций для воспитателей групп и родителей по организации адаптационного периода Нормативно – правовые документы, информационно – методическая литература. Ст. воспитатель 2 Анкетирование родителей «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ» Анкеты Перед поступлением ребенка в ДОУ Ст. воспитатель, воспитатели групп. 3 Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе. Информационно – методические и практические материалы Постоянно Старший воспитатель. 4 Разработка и реализация индивидуальных режимов адаптации детей группы 5 Контроль за ведением листов адаптации, их анализ 6 Психологическое просвещение родителей и воспитателей 7 Психологическое обоснование рекомендованных мероприятий Индивидуально в течение адаптационного периода Старший воспитатель. Адаптационные листы в течение адаптационного периода Старший воспитатель, медсестра. Информационно – методические материалы В соответствии с годовым планом Старший воспитатель Постоянно Основными принципами организации образовательной деятельности по адаптации являются: Процесс адаптации строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Предусматривает решение проблем в адаптации в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей; Комплексный психолого-педагогический подход к адаптационному периоду у детей; Соблюдение дидактических требований, соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей; Дифференцированный подход к детям в зависимости от их индивидуальных особенностей; Обеспечение государственного стандарта дошкольного образования в условиях ДОУ; Система работы по социально – бытовой адаптации и самореализации детей Схема организации работы с детьми во время адаптации Старший воспитатель: 1.Методическое обеспечение 2.Оказание практической помощи 3.Взаимосвязь с родителями Заведующий: 1.Создание условий. 2.Работа с родителями 3.Контроль проведения МПК с целью анализа адаптаций 1. 2. Музыкальный руководитель: 1.Музыкатерапия 2.Консультации для воспитателей и родителей Родители РЕБЕНОК Воспитатели: 1.Создание психологического комфорта 2.Взаимосвязь со специалистами, медиками и родителями 3.Изучение ребенка Врач: 1.Медецинские корригирующие мероприятия (повышение неспецифической реактивности ребенка) Медсестра: 1.Отслеживание физического состояния ребенка 2.Мероприятия по облегчению адаптации 3. Контроль и оценка периода адаптации Тесная взаимосвязь с ДОУ Инструктор по физ.воспитанию: 1.Создание комфортных условий пребывания. 2.Консультации для воспитателей и родителей Младшие воспитатели: 1.Создание комфортных условий пребывания. 2.Помощь в индивидуальной работе с детьми. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов: — Наличие в образовательном учреждении разработок, направленных на повышение уровня знаний детей, родителей, педагогов по здоровьесбережению. — Уровень готовности выпускников к школьному обучению. — Уровень освоения детьми основной образовательной программы по образовательным областям «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». — Уровень удовлетворённости родителей оказанием образовательных услуг. — Заболеваемость воспитанников. — Физическая подготовленность воспитанников. — Комплексная оценка состояния здоровья (распределение детей на группы здоровья). — Уровень сформированности здорового образа жизни в семьях воспитанников ДОУ. Формы представления результатов программы — Ежегодные аналитические отчеты (мониторинг) о ходе реализации программы на Совете ДОУ. — Разработка педагогами методических разработок по проблеме здоровьесбережения и защита их на педагогическом совете ДОУ. — Размещение материалов на сайте ДОУ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и другие информационные источники 1. А.А. Майер «Управление инновационными процессами в ДОУ», ТЦ «Сфера», 2008г. 2. И.В. Юганова «Экспертные оценки в дошкольном образовании», ТЦ «Сфера», 2009г. 3.А.И. Булычева образовательная программа дошкольного образования «РАЗВИТИЕ»м.: Издательство «РИТМ», 2018. – 220с. 4. Л.И. Лукина «Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ», ТЦ «Сфера», 2010г. 5. О.В. Солодянкина «Система проектирования в дошкольном учреждении», М., «Аркти», 2010г. 6. Н.В. Микляева «Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства», ТЦ «Сфера», 2011г. 7. Н.В. Микляева «Технологии непрерывного образования в детском саду и школе», ТЦ «Сфера», 2011г. 8. Интернет-сайт журнала «Педагогический мир», www.pedmir.ru/viewdoc.php