Содержание Ι. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка 1.2.Цель и задачи Программы 1.3.Принципы реализации и основные направления программы 1.4.Планируемые результаты ΙΙ. Содержательный раздел 2.1. Формы и методы работы с молодыми специалистами 2.2. Содержание программы 2.3.Перспективно-тематический план воспитателя-наставника педагогическому просвещению молодого педагога 2.4.Механизм реализации программы ΙΙΙ. Организационный раздел 3.1.Материально-техническое обеспечение Программы Приложение по Ι. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый заведующий ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. В Программе используются следующие понятия: Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого. Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если: - трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ; - профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ; - в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя; - материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы. 1.2. Цель и задачи Программы Цель: повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в учреждении, приобретение или совершенствование индивидуальных профессиональных навыков. Задачи: 1. Оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики. 2. Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности. 3. Создание условий для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника. 4. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей. 1.3. Принципы реализации Программы Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы: - принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов; - принцип системности – непрерывности образования, накопления опыта; - принцип многоуровневой дифференциации – организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе. Основные направления Программы 1. Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений. 2. Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастерклассов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения. 3. Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса. 4. Разработка и обсуждение планирования. 5. Взаимное посещение занятий, обмен опытом, совершенствование методики обучения и воспитания. 6. Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебнометодической и справочной литературы. 1.4. Планируемые результаты 1. Адаптации начинающих педагогов в учреждении. 2. Познание себя и ориентация на ценности саморазвития. 3. Качественное изменение отношений в коллективе. 4. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь. 5. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности. 6. Использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий 7. Приобретение умения общаться с детьми с учетом их индивидуально- личностных особенностей. 8. Знание основных документов, регламентирующих деятельность ДОУ: Федеральный закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»; Конвенция ООН о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ; устав учреждения; локальные акты ДОУ. ΙΙ. Содержательный раздел 2.1. Формы и методы работы с молодыми специалистами Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов: - уровень базового образования, теоретическая подготовленность; - индивидуальные особенности педагога; - уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться) - наличие практического опыта работы с детьми. Формы и методы работы - диалоги, активизирующие мыслительную познавательную деятельность; - беседы; - индивидуальная работа с опытными педагогами; - анализ собственной деятельности; - индивидуальные и групповые консультации; - педсоветы и семинары; - открытые занятия, взаимные посещения занятий; - тренинги по совершенствованию профессиональных умений; - самообразование, изучение методической литературы; - анкетирование и опросы. Условия эффективности работы - взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов; - системность и непрерывность в организации всех форм методической работы; - сочетание теоретических и практических форм; - оценка результатов работы (диагностика развития детей); - своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебнометодической информацией. 2.2. Содержание программы Наставничество – одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника – менее опытному. Наставничество в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад №51 г.Улан-Удэ (далее – МАДОУ) является разновидностью индивидуальной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа (до 3-х лет) педагогической деятельности, или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. Наставником может являться опытный педагогический работник (воспитатель), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Критерии отбора наставников – это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника. Критерии отбора наставников Квалификация сотрудника Должность: воспитатель первой или высшей квалификационной категории. Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества Показатели результативности • стабильно высокие результаты образовательной деятельности • отсутствие жалоб от родителей и воспитанников Профессиональные знания и навыки • доскональное знание методики дошкольного образования, психологических особенностей детей дошкольного возраста; • умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками; • знание ИКТ-технологий Профессионально важные качества • умение обучать других • умение слушать • умение говорить (грамотная речь) личности • аккуратность, дисциплинированность • ответственность • ориентация на результат • командный стиль работы Личные мотивы к наставничеству • потребность в приобретении опыта управления людьми • желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам) • потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации Права наставника: - Включать с согласия заведующего МАДОУ, старшего воспитателя других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста. - Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме. Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа: 1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. • Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве. • Закрепление молодых специалистов за воспитателями стажёрами. • Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами. • Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях педагогического совета МАДОУ и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года). 2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования. • Изучение теоретического основания и содержания образовательной программы дошкольного образования «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой; комплексной образовательной программы «ТЕРЕМОК» под редакцией И.А.Лыковой для детей от рождения до трех лет; парциальных программ: «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», «STEMобразование детей дошкольного возраста» • Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми. • Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы. • Ознакомление молодых специалистов с организацией предметноразвивающей среды в группах. • Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ. • Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах. • Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми. • Консультации для молодых специалистов по работе с родителями. • Самообразование молодых специалистов. • Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях. 3-й этап – контрольно - оценочный. • Показ молодыми специалистами открытых мероприятий: - в образовательной организации - на муниципальном уровне • Анализ результатов работы на педагогическом совете. • Ежегодное подведение итогов работы. • Обобщение опыта работы. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого специалиста, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Среди основных проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности молодых специалистов в детском саду была выявлена несформированность умений: устанавливать и удерживать контакт в системе «педагог – ребёнок», «педагог – родитель», «педагог – коллектив»; справляться с большим количеством дел одновременно; управлять конфликтными ситуациями; вовремя заметить и оказать помощь и поддержку ребёнку. Исходя из этого, работа с молодыми педагогами строится с учетом основных аспектов. 1. Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей. 2. Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег. Для конструктивного взаимодействия наставника и начинающего педагога необходимо сочетание не только поучений и демонстрации, но и применение наиболее эффективных форм, развивающих деловую коммуникацию, личное лидерство. В МАДОУ запланирована организация деловых и ролевых игр, работа в малых группах, анализ проблемных ситуаций. Разработаны индивидуальные планы профессионального становления для каждого педагога: педагогическое самообразование и самовоспитание; участие в работе методического объединения; участие в жизни детского сада. Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом следующих факторов: - уровень базового образования; - индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п. - уровень профессиональных потребностей педагога. Однако есть ограниченные помехи и риски. Следует помнить, что организация деятельности по методическому сопровождению педагогов предполагает наличие таких рисков, как дополнительная нагрузка на сотрудников, эмоциональное выгорание педагогов – стажистов, увольнение молодых специалистов по разным субъективным причинам. Анализ возможностей предотвращения возникновения данных рисков указал на актуальность разработки мероприятий (тематического плана) психологического сопровождения педагогического коллектива, что также является неотъемлемым условием эффективного внедрения ФГОС ДО. 2.3. Примерный перспективно-тематический план воспитателянаставника по педагогическому просвещению молодого педагога Месяц Сентябрь Содержание работы Диагностика проблем педагога Формы и методы работы Анкетирование. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Знакомство с нормативно- Изучение документов: Закона об образовании; правовой базой - Конвенция о правах ребенка; учреждения. - Устав ДОУ; - локальными актами Организация утреннего Просмотр молодым специалистом режимных приёма детей моментов. Методические рекомендации. (взаимодействие с родителями) Помощь в планировании образовательного процес са в детском саду. Мониторинг детского развития. Октябрь Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного), подбор педагогической литературы Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала. Организация Обсуждение (принципы построения, наличие развивающей предметно - игровых зон, их оснащение, смена материала). пространственной среды в Методические рекомендации. группе Организация и Консультации. Подбор литературы. проведение приёма пищи в группе Формы взаимодействия с Обсуждение возможных тем родительского семьёй: собрания на начало учебного года, просмотр и родительские собрания участие молодого специалиста в подготовке. Оздоровление детей в процессе режимных моментов (система закаливания). Роль сюжетно – ролевой игры в развитии дошкольников. Организация и методика проведения сюжетноролевых, режиссёрских, дидактических игр. Изучение нормативных документов, ФГОС Ноябрь Просмотр молодым специалистом режимных моментов, методические рекомендации. Консультация, просмотр проведения сюжетной игры наставником, методические рекомендации. Методика проведения праздников в детском саду. Изучение норм и регламентов, освоение практических навыков внедрения стандартов качества. Методические рекомендации по составлению плана конспектов (цель, задачи, технологии, оборудование, предварительная работа, ход). Участие в подготовке к осеннему празднику, выставке – ярмарке «Дары осени», просмотр мероприятия, обсуждение. Формы работы по физическому развитию детей и укреплению здоровья Методические рекомендации по организации физкультурных - оздоровительных мероприятий (прогулка, зарядка, гимнастика, закаливающие мероприятия), подбор литературы. Открытый просмотр и Анализ работы. Просмотр молодым Составление конспектов НОД Декабрь Январь анализ непосредственно образовательной деятельности в группах раннего возраста. Соблюдение методики проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения. Методика подготовки и проведения продуктивной деятельности дошкольника. Формы взаимодействия с семьей: Онлайн-консультации, конференции, досуги Инструкции, используемые в работе воспитателя. Организация и методика проведения новогоднего праздника в детском саду. Открытый просмотр приёма пищи в подготовительной группе, организованного молодым специалистом. Освоение и совершенствование навыков молодого специалиста Индивидуальное сопрово ждение ребенка. Знакомство со здоровье сберегающими технологиями. Показ молодым специалистом закаливающих процедур. специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности. Анализ работы. Обсуждение конкретных примеров, советы наставника. Методические рекомендации. Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями. Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения. Консультация и помощь при оформлении костюмов, пособий. Участие в подготовке к новогоднему празднику, просмотр мероприятия, обсуждение. Анализ работы. Помощь и контроль в заполнении текущей документации Совместное обсуждение особенностей характера, поведения и развития каждого ребенка и методов их корректирования. Обсуждение темы, составление плана, помощь в подготовке и проведении молодым специалистом закаливающих процедур. Февраль Март Повышение профессионального мастерства Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях, организуемых в ДОУ Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОО (учителем – логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО, учителем бурятского языка) в процессе образовательной деятельности Речевое развитие детей Привлечение родителей к мероприятиям в детском саду. Оздоровление детей в процессе режимных моментов (утренняя, корригирующая, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика) Использование различны х технологий в образовательной деятельности детей. Открытый просмотр проведения молодым специалистом закаливающих мероприятий после сна с детьми 2-й младшей группы Проектная деятельность Участие в работе педсовета, советы по подготовке материалов к педсовету. Методические рекомендации и советы по участию в проводимых конкурсах и других мероприятиях. Методические рекомендации Методические рекомендации логопедов по созданию картотеки речевых игр. Советы по использованию различных видов работы по речевому развитию (беседы, игры). Обсудить как можно проводить мероприятия в условиях соблюдения противоковидных мер Методические рекомендации Консультация, советы по целесообразности их использования. Анализ работы Совместное планирование проекта, помощь в Апрель Май дошкольников. его осуществлении. Оздоровление детей в процессе режимных моментов (система закаливания) Информирование родителей о жизни детей в детском саду. Методические рекомендации Использование схем, мнемотаблиц, моделей в работе с детьми. Оформление и ведение документации в группе. Виды прогулок. Организация прогулки. Открытый просмотр проведения молодым специалистом прогулки с детьми старшей группы Подготовка к летней оздоровительной компан ии. Подведение итогов, анализ работы. Консультация о правилах оформления родительских уголков, наличие материала, формах их оформления. Ведение онлайн чатов в социальных сетях, мессенджерах Консультация, изготовление материала (схем, моделей и т.д.) молодым специалистом. Проверить ведение документации молодым специалистом, обсудить, дать советы. Методические рекомендации, совместное обсуждение. Анализ работы Анализ работы Консультация, документация, закаливание, оформление родительского уголка. Анализ проделанной работы, пожелания на будущее. 2.4. Механизм реализации программы Реализация программы «Наставничество» рассчитана на один учебный год, осуществляется наставниками, молодыми (вновь принятыми педагогами), старшим воспитателем, заведующим. Заведующий и старший воспитатель образовательного учреждения осуществляют контроль за реализацией программы и за работой наставников. Руководитель дошкольной организации в начале учебного года представляет молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявляет приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником. На основе примерного плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы на год, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль. Контроль за реализацией программы включает: посещение занятий, родительских собраний (в период когда это возможно по противоэпидемическим мероприятиям) и других мероприятий проводимые наставником и молодым специалистом, анализ планов и отчетов. В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е результаты реализации программы «Наставничество» представляются на итоговом педагогическом совете. ΙΙΙ. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы Технические средства обучения: - ноутбуки - 3 шт., - компьютер – 3 шт.; - лазерный принтер - 2 шт.; - мультимедийное оборудование – 2 шт. - электронная доска – 1 шт. Методическое обеспечение: - библиотека методической, справочной литературы и подписных методических изданий; - копилка педагогического опыта коллектива; - медиатека; - дидактический материал; - библиотека учебно-методической литературы. Информационное обеспечение: - подключена сеть Интернет; - ведется работа по обновлению банка нормативно-правовой документации ДОУ. Приложение 1 Индивидуальный план осуществления наставничества 1. Фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого осуществляется наставничество: 2. Наименование должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество: 3. Фамилия, имя, отчество наставника: 4. Наименование должности наставника: 5. Период наставничества: с «___» _________ 202__ г. по «___» _______202___г. № п/п Наименование и содержание мероприятий Период выполнения Ответственный Отметка за выполнение о выполнении 1. Рекомендации наставника по вопросам, связанным с исполнением должностных обязанностей: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Методическая и практическая помощь в приобретении навыков для выполнения должностных обязанностей __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ «___»___________20____г _____________/______________ (подпись куратора / расшифровка) Приложение 2 Форма отзыва о результатах наставничества ОТЗЫВ о результатах наставничества 1. Фамилия, имя, отчество и должность наставника:_________________ __________________________________________________________________ 2. Фамилия, имя, отчество и должность лица, в отношении которого осуществляется наставничество (далее – наставляемый):__________________ __________________________________________________________________ 3. Период наставничества: с «____» __________ 20____ г. по «____» __________ 20____ г. 4. Информация о результатах наставничества: а) наставляемый изучил следующий перечень вопросов:_____________ __________________________________________________________________ б) наставляемый выполнил следующие задания, данные наставником: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ в) оценка профессиональных и личностных качеств наставляемого (нужное указать):___________________________________________________ __________________________________________________________________ г) наставляемому следует устранить следующие недостатки: _________ __________________________________________________________________ д) наставляемому следует дополнительно изучить следующие вопросы: __________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Определение потенциала наставляемого и рекомендации по его профессиональному развитию: _______________________________________ __________________________________________________________________ 6. Дополнительная информация о наставляемом, (представляется при необходимости): _________________________________ __________________________________________________________________ «___»___________20____г _____________/______________ (подпись куратора / расшифровка)